В мае 1994 года состоялись первые выборы в Челябинскую областную Думу - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Челябинской области. Первый созыв насчитывал 15 депутатов. Дума была наделена следующими полномочиями: разработка областного законодательства, принятие и контроль за исполнением областного бюджета, принятие Устава области, оформление системы местного самоуправления.
В 1996 году Челябинская областная Дума была переименована в Законодательное собрание Челябинской области. Основы и практика законодательной деятельности, заложенные депутатами первого созыва, были укреплены и расширены следующим составом народных избранников, начавшим свою работу в декабре 1996 года. В состав второго созыва был избран 41 депутат.
Парламентарии третьего созыва, приступившие к работе в декабре 2000 года, значительно дополнили и расширили список нормативных актов, принятых своими предшественниками.
В декабре 2005 года выборы четвертого созыва Законодательного собрания (с 1 января 2006 года - Законодательного Собрания) прошли по новой, смешанной, системе: 30 депутатов были избраны по партийным спискам и 25 - по одномандатным округам. В октябре 2006 года состоялись довыборы депутатов в пяти одномандатных округах.
Выборы депутатов Законодательного Собрания пятого созыва состоялись в октябре 2010 года. Как и выборы в декабре 2005 года, они прошли по смешанной системе. По итогам выборов были сформированы 4 фракции: «Единая Россия» (49 депутатов, 19 из которых избраны по партийным спискам), по четыре депутата - во фракциях КПРФ и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" (все избраны по пратийным спискам), 3 депутата - во фракции ЛДПР (все избраны по партийным спискам).
13 сентября 2015 года южноуральцы выбрали новый состав законодательной власти на ближайшие пять лет. Как и в декабре 2005 года, октябре 2010 года были избраны 30 депутатов по партийным спискам и 30 – по одномандатным округам. Лидером избирательной кампании стало Челябинское региональное отделение партии «Единая Россия», получившее 56,16% голосов избирателей. «Справедливая Россия» получила 15,94 %, КПРФ – 11,7 % и ЛДПР – 10,03 % голосов избирателей.
По итогам выборов в Законодательном Собрании были сформированы четыре фракции: «Единая Россия» (49 депутатов), «Справедливая Россия» (5 депутатов), по 3 депутата – во фракции КПРФ и ЛДПР.
Законодательное Собрание области обладает широкими полномочиями в осуществлении государственной власти.
Законодательный процесс в Челябинской области выглядит следующим образом:
первая стадия - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Законодательного Собрания области законопроекта;
вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроектов на комитетах, комиссиях, группах;
третья стадия - включает в себя рассмотрение и обсуждение законопроекта депутатами на сессиях (заседаниях) и принятие его;
четвертая стадия законодательного процесса - рассмотрение и подписание закона области Губернатором области.
Руководство Законодательного Собрания Челябинской области:
Председатель - Владимир Викторович Мякуш;
Первый заместитель председателя - Юрий Раифович Карликанов;
Заместитель председателя - Александр Леонидович Журавлёв;
Заместитель председателя - Анатолий Иванович Брагин;
Заместитель председателя - Константин Юрьевич Захаров;
Заместитель председателя - Семен Аркадьевич Мительман.
Полномочия Законодательного Собрания Челябинской области
Полномочия Законодательного Собрания установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом (Основным законом) Челябинской области «О Законодательном Собрании Челябинской области» и иными законами Челябинской области.
Структура Законодательного Собрания, задачи и функции его структурных подразделений определены постановлениями Законодательного Собрания «О структуре Законодательного Собрания», « Об утверждении структуры аппарата Законодательного Собрания Челябинской области Положения об аппарате Законодательного Собрания Челябинской области», «О Положении о комитетах Законодательного Собрания Челябинской области»
Полномочия Законодательного Собрания:
- Принятие Устава (Основного закона) области, внесение в него изменений;
- Осуществление законодательного регулирования по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий области;
- Осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) области, законами области.
Законом области:
- Принимается Устав (Основной закон) области и вносятся изменения в него.
- Утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Правительством Челябинской области.
- В пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области.
- утверждается программа социально-экономического развития области, Представленная Губернатором Челябинской области.
- Устанавливаются региональные налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также порядок их взимания.
- Утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении.
- Устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью области.
- Утверждаются заключение и расторжение договоров области.
- Наделяются отдельными государственными полномочиями области органы местного самоуправления муниципальных образований.
- Устанавливается порядок назначения и проведения референдума области.
- Устанавливается порядок проведения выборов в Законодательное Собрание.
- Устанавливаются административно-территориальное устройство области порядок его изменения.
- Устанавливается система исполнительных органов государственной власти области.
- Регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) области и законами области к ведению и полномочиями области.
Постановлением Законодательного Собрания:
- Принимается Регламент Законодательного Собрания и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности.
- Оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора области.
- Назначаются на должность судьи Уставного суда Челябинской области, мировые судьи.
- Назначаются на должности председатель, заместители председателя и аудиторы Контрольно-счетной палаты Челябинской области, половина членов избирательной комиссии Челябинской области.
- Назначается дата выборов в Законодательное Собрание.
- Назначается референдум области в случаях, предусмотренных законом области.
- Утверждается соглашение об изменении границ области.
- Одобряется проект договора о разграничении полномочий.
- Утверждается состав правления Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования по представлению Губернатора области.
- Оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) области, Законами области к ведению Законодательного Собрания.
Законодательное Собрание на ряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за:
- Соблюдением и исполнением Устава (Основного закона) области, законов области, постановлений Законодательного Собрания.
- Исполнением областного бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
- Выполнением программы социально-экономического развития области и областных целевых программ.
- Соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью области.
- «Южноуральская панорама»;
- «Ведомости Законодательного Собрания Челябинской области»;
- «Южноуральский юридический вестник»;
- «Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрания Челябинской области»;
- программа «Наш парламент».