19 сентября 2017 - 20:22

Вячеслав Скворцов: Челябинская областная Дума первого созыва в воспоминаниях депутатов

Выборы в Думу были назначены на 15 мая 1994 года, вместе с повторными выборами в Совет Федерации. Мы  сумели сформировать единый список кандидатов от Союза промышленников и предпринимателей, многих из которых поддержали другие  общественно-политические движения и партии.  Лично у меня не было планов выдвигаться в  депутаты, но коллеги по СПП настояли: «Заварил всю кашу – теперь не отступай!». Я принял  решение баллотироваться по родному Златоустовскому избирательному округу, буквально  за несколько дней собрал необходимое количество подписей и был зарегистрирован в качестве  кандидата.

Сегодня мне странно видеть, как некоторые  кандидаты тратят миллионы рублей и долларов  на свои избирательные кампании. В 1994 году  об этом даже не шло речи: ни я, ни большинство моих коллег по СПП не вели агитации, не  открывали избирательных счетов, не печатали  листовки.

Выборы прошли успешно, принеся нашему  Союзу промышленников две трети депутатских  мандатов. За несколько дней до первого заседания областной Думы состоялось совещание  десяти депутатов-промышленников под эгидой  областной администрации, на котором мои коллеги вновь подтвердили свою позицию: председателем Думы должен стать Скворцов. Тогда же  наметили кандидатуры первого заместителя (им  стал первый заместитель начальника областного  управления профтехобразования Ф.Н. Клюев, с  которым сейчас мы продуктивно работаем в  рамках Общественной палаты) и заместителей  председателя областной Думы (генеральный  директор Симского производственного агрегатного объединения В.Ф. Давыдов и сотрудник  УВД Челябинска Р.М. Подвигина). Ни у кого из  присутствовавших на совещании не возникло  возражений по чьей-либо кандидатуре. Я был  уверен, что как минимум десять голосов обеспечат спокойное формирование руководящих  органов областной Думы.

Первое заседание

Первое заседание областной Думы, открывшееся 25 мая 1994 года в здании  бывшего областного Совета народных  депутатов, сразу же показало мне сложность политической ситуации, выявив реальный расклад  сил в законодательном органе. Кандидатура депутата от оппозиции Валентина Буравлева стала  реальной альтернативой. При тайном голосовании за меня проголосовали 8 депутатов, за  В.И. Буравлева – на один голос меньше. Таким  образом, установившийся накануне заседания  баланс сил претерпел существенные изменения.  

Позднее кое-кто из депутатов от оппозиции  пытался упрекнуть меня в нарушении «пакетного соглашения» о разделе руководящих постов  в Думе, якобы заключенного сразу же после  обнародования результатов выборов в областную Думу. Скажу сразу: никакого соглашения  не существовало. Более того, мое решение диктовалось условиями нормальной политической  борьбы. СПП получил серьезную поддержку избирателей и стал, по сути, «партией власти»,  имея большинство в законодательном органе  области и своих представителей в Федеральном  Собрании.

Мое решение из вариативного стало окончательным в тот момент, когда я почувствовал поддержку со стороны своих коллег-промышленников, избранных депутатами. В  конце концов, директора предприятий, как и  все население области, просто устали от бессмысленного противостояния между ветвями  власти и порожденными политической борьбой  проблемами. Выбор, сделанный мной в пользу  Думы, был обусловлен стремлением устранить противоречия между законодательной  и исполнительной властью, сцементировать в  единое целое государственную власть и начать  полноценную работу на благо родного края.

Первое заседание Думы продемонстрировало всю сложность поставленной передо  мной задачи. Мы действительно были первыми депутатами первого в истории области  парламента, и каждому из нас приходилось  принимать для себя трудное, но важное решение.

Итоги Первой думы

Стараясь не уделять внимания политическим дрязгам в Думе, главной  задачей я считал формирование прочной законодательной базы, способной оказать реальную помощь развитию  промышленности области и  окончательно завершить  становление системы органов государственной  власти. Только таким  образом можно было  оправдать доверие, оказанное мне коллегами-промышленниками и избирателями области.

Удалось за короткий срок  сформировать компактный и профессиональный аппарат областной Думы. Сильнейшие  правоведы и юристы были привлечены к работе  государственно-правового управления, активно работал пресс-центр, благодаря которому  население области имело возможность получать полную и нефильтрованную информацию  о деятельности народных избранников. Были  сформированы три постоянные комиссии областной Думы: по законодательству и местному  самоуправлению, по финансово-бюджетным и  социальным вопросам, экономической политике. Уже на третьем заседании Думы была создана комиссия по выработке проекта нового Устава  (Основного Закона) Челябинской области. Спустя  месяц после начала работы депутаты приняли  первые в истории области законы: «О статусе  депутата законодательного (представительного)  органа государственной власти Челябинской области» и «О порядке опубликования и вступления в силу законодательных актов Челябинской  области». Наконец 21 июля 1994 года был принят  основной финансовый закон – бюджет области.

Необходимо учитывать и тот факт, что Дума  начала свою деятельность практически с нуля.  Когда я в первый раз вошел в свой рабочий  кабинет, где до меня работали все первые секретари обкома партии, на моем рабочем столе  не было даже ручек и карандашей. Само местонахождение Думы могло стать серьезной  проблемой, поскольку здание бывшего дома  Советов Челябинской области, по сути, не имело  другого собственника, кроме хозяйственного  управления областной администрации. Поэтому  не случайно одним из первых постановлений  Дума приняла документ под названием «О месте нахождения Челябинской областной Думы».  В этом документе была всего одна строчка:  «Считать местом нахождения областной Думы  помещения в здании по улице Кирова, 114».  Пусть это был формальный акт, но Дума продемонстрировала свою преемственность с органами государственной власти области, функционировавшими в этом здании до мая 1994 года.  Этот документ выражал мою принципиальную  позицию: первый законодательный орган должен занимать достойное место в системе органов государственной власти.

Первые дни работы Думы доказали ее востребованность избирателями и способность соблюсти баланс властей.