19 сентября 2017 - 20:20

Вы здесь

Версия для печати

Отчет о деятельности Законодательного Собрания Челябинской области за 2010 год

 

О Т Ч Ё Т

о деятельности Законодательного Собрания

Челябинской области

за 2010 год

В октябре 2010 г. прошли выборы в Законодательное  Собрание Челябинской области пятого созыва. Как и выборы, которые состоялись в декабре 2005 г., они прошли по смешанной системе: 30 депутатов  были избраны по партийным спискам и 30 по одномандатным округам. Лидером избирательной кампании стало Челябинское региональное отделение партии «Единая Россия», получившее 56 % голосов избирателей,  «Справедливая Россия» получила 14,6 %, КПРФ 11,8 % и ЛДПР – 9,16 %.  На предыдущих выборах депутатов Законодательного Собрания «Единая Россия» получила 51,98 % голосов избирателей, КПРФ – 12,61 %, ЛДПР – 9 %, Родина – 7,02 %.

По итогам выборов в Законодательном Собрании были сформирован 4 фракции: фракция  «Единая Россия» (49 депутатов, или 81 % от общего числа парламентариев), по 4 депутата работают во фракциях «Справедливая Россия» (4 депутата, или 7 %) КПРФ (4 депутата, или  7 %), ЛДПР (3 депутата, или  5 %).

Депутатами пятого созыва ЗСО были переизбраны 28 человек, или 46 % от прежнего депутатского корпуса. Депутатами всех пяти созывов избирались 2 человека – это Рашников В.Ф. и Чернобровин В.П., 6 человек работали в ЗСО 2, 3, 4, 5 созывов (Вольхин А.И., Журавлев А.Л., Мительман С.А., Мурашкин Б.М., Мякуш В.В., Федоров А.А.). Парламентариями  3, 4, 5 созывов избирались 6 человек (Кретов А.В., Мешков Д.Ф., Свеженцев И.Н., Середкин В.П., Струков К.И., Чабан Я.И.). Депутаты прежних созывов имеют большой опыт законотворческой деятельности, который, вне сомнения, послужит основой для эффективного решения современных социально-экономических задач региона.

Большинство из избранных депутатов (37 человек или 61 %) являются руководителями промышленных, строительных предприятий, организаций, 5 – это руководители предприятий малого и среднего бизнеса, 3 человека занимают государственные должности, 7 – работают в органах здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, спорта, 3 – в общественно-политических организациях. Высок и образовательный уровень избранных депутатов: семь человек имеют ученую степень доктора наук, 10 – кандидата наук. В новом созыве ЗСО в основном представлены следующие возрастные категории:  50–60 лет – 19 депутатов (31,7 %); 35–40 лет – 14  депутатов (23,3 %); 40–45 лет – 10 депутатов (16,6 %).

Председателем Законодательного Собрания Челябинской области пятого созыва на первом заседании 22 октября 2010 г.  избран В.В. Мякуш.

Деятельность Законодательного Собрания была положительно оценена Губернатором Челябинской области М.В. Юревичем, а  председатель Законодательного Собрания Челябинской области Владимир Мякуш за выдающиеся заслуги в социально-экономическом развитии Челябинской области, повышение ее авторитета в Российской Федерации в октябре 2010 г. удостоен  почетного звания «Почетный гражданин Челябинской области».

Владимир Викторович Мякуш впервые избран депутатом Законодательного Собрания Челябинской области в 1998 году. С 2000 по 2005 год - первый заместитель председателя Законодательного Собрания, с июня 2005 г. возглавляет областной парламент.

Ранее за значительный вклад в становление законодательной базы Челябинской области Владимир Мякуш был награжден орденом Почета и медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени.

Первым заместителем председателя вновь стал Ю.Р. Карликанов. Заместителями председателя избраны С.А. Мительман, В.В. Ильиных, Д.Ф. Мешков, А.Л. Журавлев.

В составе Законодательного Собрания нового созыва работают 9 комитетов: комитет по бюджету и налогам (председатель В.В. Мякуш); по Регламенту, депутатской этике и информационной политике (В.М. Горнов); по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (С.А. Мительман); по экологии и природопользованию (А.А. Федоров); по промышленной политике (А.А. Самсонов); по строительной политике (Ю.Р. Карликанов); по аграрной политике (В.В. Ильиных); по экономической политике и предпринимательству (Д.Ф. Мешков); по социальной и молодежной политике, культуре и спорту (А.Л. Журавлев).

 

Итоги законодательной деятельности

В центре внимания депутатов Законодательного Собрания в 2010 году стояли следующие ключевые задачи. Первая – реализация основных положений ежегодных Посланий Президента РФ Д.А. Медведева, в которых определен вектор развития страны в целом и регионов в частности на ближайшее время. Вторая –  совершенствование законодательства Челябинской области, направленного на социальную и правовую защиту граждан, преодоление последствий экономического кризиса, создание экономики нового типа, придание ключевым отраслям инновационного стиля. Третья – контроль за исполнением бюджета текущего года и внесение в него изменений. Четвертая – проводилась большая работа по приведению законодательства Челябинской области в соответствие с федеральным.

В 2010 году на  14 заседаниях Законодательного Собрания было принято 176 законов и 564 постановления, многие из которых послужили основой социально-экономических преобразований и политической стабильности на Южном Урале. Именно по ним сегодня сверяют свою деятельность органы власти, жители Челябинской области, промышленные предприятия, малый и средний бизнес.

Основным законом, который южноуральские законодатели принимают ежегодно, является главный финансовый документ региона – бюджет области. Уже много лет подряд по проекту закона  области об областном бюджете проводятся  публичные слушания.  Это позволяет обеспечить гласность процессу принятия закона, дает возможность учесть поступившие пожелания и предложения.  

По итогам публичных слушаний в очередной раз были разработаны и направлены рекомендации в адрес федеральных и областных органов государственной власти, органов местного самоуправления области.

Областной бюджет на 2011 год был принят  в ноябре текущего года, что позволило исполнительным органам власти до конца текущего года провести все конкурсные мероприятия, и, соответственно, приступить к финансированию принятых программ с января 2011 года.

Областной бюджет сформирован по доходам и расходам на уровне докризисного 2008 года, что является убедительным свидетельством оздоровления экономики области. Он характеризуется следующими основными параметрами: доходы – 77,5 млрд рублей; расходы – 83,7 млрд рублей; дефицит – 6,2 млрд рублей.  

Отличительной особенностью областного бюджета на 2011 год является значительное увеличение инвестиционных вложений и поддержка развития инновационной деятельности в Челябинской области, в том числе за счет предоставления областных государственных гарантий. При этом во многом сохранена социальная направленность областного бюджета.

Новым направлением в программных расходах области стала  модернизация системы  здравоохранения, которая должна обеспечить доступность и повышение уровня медицинской помощи населению Южного Урала.

Неоднократно на заседаниях Законодательного Собрания депутаты принимали изменения в Закон области «Об областном бюджете на 2010 год», которые позволилинаправить дополнительные средства на поддержку сельского хозяйства региона,  малого и среднего бизнеса, развитие моногородов, на решение социальных вопросов.

Главным приоритетом в деятельности Законодательного Собрания остаются вопросы социальной направленности. Здесь особенно хочется отметить Закон «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области», принятый в марте 2010 года, определяет статус многодетной семьи  и предоставляет дополнительные меры социальной поддержки многодетной семье по оплате услу ЖКХ. На реализацию этого закона в 2010 году из областного бюджета выделено около 126 миллионов рублей. В 2010 году прошло первое награждение Знаком «Семейная доблесть», которым было  отмечено 19 семей с вручением к награде 100 тысяч рублей.

Знаком отличия «Материнская слава» в Челябинской области были награждены уже 1085 многодетных семей, в том числе 57 из них получили награду I степени. В минувшем году впреддверии Дня матери этим знаком были награждены еще восемь жительниц Южного Урала, воспитавшие десять и более детей. Знаки отличия Челябинской области «Семейная доблесть» и «Материнская слава» были учреждены Законодательным Собранием и явились важным шагом в повышении авторитета семьи и семейных ценностей.

В рамках проведения Года Учителя, объявленного в 2010 году, депутаты  уделяли особое внимание вопросам образования, повышения статуса педагогических работников. Принято постановление Законодательного Собрания Челябинской области «О плане мероприятий  по проведению Года Учителя в Челябинской области». В рамках выполнения этого плана состоялись областной педагогический форум «Наша новая школа – дело всего общества» и областная спартакиада работников народного образования и науки в г. Пласте с призовым фондом от депутатов Законодательного Собрания Челябинской области в 50 тысяч рублей. Проведены областные конкурсы «Самый классный классный» в городах  Озерск и Снежинск; «Педагогический дебют – 2010» в городе Еманжелинске. Пятидесяти лучшим работникам образования области от Законодательного Собрания были вручены премии в размере 50 тысяч рублей каждая.

            Самым важным, знаковым событием прошедшего года стало  65-летие  Победы в Великой Отечественной войне. На жестком контроле стоял вопрос обеспечения ветеранов жильем. Объем средств, выделенных из федерального бюджета на 2010 год на эти цели, составил 1 603 млн. рублей. Ветераны войны, проживающие на территории Челябинской области, а это 335 человек, вставшие учет до 1 марта 2005 года обеспечены жильем на сумму 286,0 млн. рублей. По состоянию на 30 декабря 2010 года поставлено на учет 1634 ветерана, вставших на учет после 1 марта 2005 года, из них  1246 ветеранов приобрели жилье на сумму  около 1,2 млрд. рублей.

            Закон  «О мерах социальной поддержки по оплате проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении граждан, ведущих садоводчество, огородничество и дачное хозяйство» установил для пенсионеров, ведущих садоводство, огородничество льготу в виде 70-процентной скидки от стоимости проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении в период с 1 мая по 15 октября 2010 года.

Вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на химкомбинате «Маяк», всегда находятся на особом контроле депутатов комитета по экологии и природопользованию. Так, в ноябре 2010 года подготовлен ряд поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», который в декабре 2010 г. приняла Государственная Дума. Предложения направлены на расширение круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и на увеличение размеров денежных выплат. Одно из предложений учтено в данном федеральном законе и с 1 января 2011 года дети, проживающие в селе и станции Муслюмово, получают ежемесячную денежную выплату в размере 849 рублей (до внесения изменений – 340 рублей). Депутаты комитета планируют продолжить работу, направленную на усиление социальной защищенности граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Напомним, что в настоящее время на территории Челябинской области проживает 17 044 человек, пострадавших в результате радиационных аварий на Южном Урале.

В области охраны окружающей  среды и рационального использования природных ресурсов большая работа проведена по законодательному оформлению границ памятников природы Челябинской области. Напомним, что в Челябинской области располагаются 139 природных объекта, объявленных в 70–80 годах ХХ века решениями Челябинского областного Совета народных депутатов памятниками природы. Однако юридического определения границ этих памятников раньше не требовалось. В результате на территориях памятников природы и вокруг них осуществлялись строительство и иная хозяйственная деятельность. Например, вокруг водоемов происходила самовольная застройка, несанкционированное размещение отходов, загрязнение водоемов сточными водами. Уберечь памятники природы позволит утверждение их границ и охранных зон. На 1 января 2011  года Законодательным Собранием утверждены границы 47 памятников природы. В частности, это озера Увильды, Аракуль, Тургояк, Иткуль, Серебры, Аргазинское водохранилище, Каштакский, Челябинский (городской), Чебаркульский, Хомутининский, Еткульский боры.

Принятие в  2010 году Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области» позволяет обеспечить реализацию права граждан на доступ к охотничьим ресурсам и гарантировать их сохранение. Закон установил полномочия органов государственной власти Челябинской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, определил охотничьи ресурсы, в отношении которых осуществляется промысловая охота, порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.

Ряд важных законовприняли депутаты в 2010 году  в области строительства, жилищно-коммунальной политики и дорожного хозяйства,среди них –  Закон «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области», позволяющий исключить многочисленные согласования при подключении индивидуальных жилых домов к объектам инженерной инфраструктуры, что ускорит сроки строительства, приведет к его удешевлению.

Закон также отменил получение разрешения на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения без изменения их параметров в сельских округах, а в городских округах и муниципальных районах  – при замене дорожной одежды и непригодных грунтов земляного полотна; установке и замене бордюров; замене изношенных звеньев водосборных лотков, водопропускных труб и при выполнении ряда других работ. Таким образом, на реставрацию асфальтового полотна больше не нужно будет оформлять массу разрешений и документов, что позволит проводить ее в ускоренном режиме.

В центре внимания депутатов-членов двух комитетов Законодательного Собрания: по строительной и промышленной политике стоял исключительно  важный вопрос – о тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Депутаты проводили разъяснительную работу среди населения, осуществляли контроль за ростом тарифов, добивались сокращения расходов отдельных групп населения на коммунальные услуги.  

Для случаев роста суммарной среднемесячной платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году более, чем на 15  %  к среднемесячный  плате в прошлом году, 23 декабря 2010 г. принят Закон Челябинской области «О предоставлении гражданам адресной субсидии в связи с ростом платы за коммунальные услуги».

 Адресная субсидия предоставляется гражданам, у которых рост среднемесячной суммарной платы за коммунальные услуги в текущем году относительно среднемесячной суммарной платы за коммунальные услуги в прошлом году превышает 15 процентов. При этом превышение предельного уровня платы граждан  (15 %) за отдельную коммунальную услугу  основанием для предоставления субсидии не является.

Большое значение для региона имеет Закон «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Челябинской области» (принят 27 мая 2010 г.), которым созданы правовые условия, необходимые  для формирования на территории Челябинской области эффективно действующей сельскохозяйственной потребительской кооперации. Реализация закона позволит кооперативам увеличить объемы закупок сельскохозяйственной продукции у населения и будет способствовать повышению уровня доходов селян, созданию дополнительных рабочих мест для жителей региона.

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства являются одним из приоритетных направлений работы органов власти Челябинской области. Работа над совершенствованием законодательства в этой сфере постоянно проводилась комитетом Законодательного Собрания по экономической политике и предпринимательству.

   В развитие политики поддержки предпринимательства были приняты  законы, касающиеся имущественной поддержки малого бизнеса и налогового стимулирования. В соответствии с принятыми в 2009 году законами, была снижена с 15 до 10 % налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих приоритетные виды деятельности. С 1 января 2010 года в Челябинской области введена упрощенная система налогообложения на основе патента. Согласно принятому закону, индивидуальные предприниматели, желающие заниматься любым из установленных 69 видов деятельности, могут приобрести патент на любой срок от 1 до 12 месяцев. В этом случае они освобождаются от уплаты  налогов, подачи декларации, и, следовательно, от необходимости содержать бухгалтера.

В 2010 году была продолжена работа по разграничению имущества между муниципальными районами и городскими (сельскими) поселениями (только депутатами пятого созыва подготовлено и принято для этого 14 Законов Челябинской области). Указанные законы наделяют органы местного самоуправления поселений имуществом, необходимым для осуществления этими органами своих полномочий.

Еще одно направление в работе депутатов Законодательного Собрания Челябинской области – это внесение изменений в законы о статусе и границах муниципальных образований, которыми уточняются границы  городских и сельских поселений. Данные законы помогают муниципальным образованиям в организации территориального планирования для устойчивого развития территорий, инфраструктуры и жилищного строительства. Кроме того, принимаемые Законы обеспечивают соблюдение вещных прав собственников земельных участков.

Была продолжена работа по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным, а именно, своевременно скорректированы выборные законы, законы в сфере административной ответственности и государственного строительства.

В мае 2010 года  принят областной закон «Об административных правонарушениях в Челябинской области». Он содержит 25 составов правонарушений (предыдущий содержал 14 составов). В числе органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотрены административные комиссии, а в числе лиц, имеющих право на составление протокола о совершении административного правонарушения, указаны должностные лица органов местного самоуправления.

Депутаты Законодательного Собрания Челябинской области в 2010 году активно использовали в своей работе такой инструмент, как публичные и депутатские слушания, приглашали к обсуждению важных вопросов жизни региона представителей органов местного самоуправления, органов государственной власти, депутатов Государственной Думы, представителей общественности и средств массовой информации.

В целом же законы Челябинской области, принятые депутатами в минувшем году, способствовали стабилизации социально-экономической ситуации в регионе и создали правовые предпосылки для постепенного выхода из кризиса. Работа фракций Законодательного Собрания носила согласованный рабочий характер и помогала принятию взвешенных решений по многим ключевым законопроектам.